Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, — не искусство.
Хорхе Анхель Ливрага
Здравствуйте, друзья! :)
С вами Катя Римская.
С вами Катя Римская.
Не буду скрывать, что волнуюсь, начиная наш с вами разговор о гармонии. Когда наш главный организатор и скраповая фея Юля Марфутка спросила, какая тема отзывается мне больше всего, я сразу поняла о чем хочу говорить. Но были сомнения - а надо ли, а нужна ли эта информация скраперам, а вдруг об этом знают уже все на свете, а творческие люди и подавно? А потом я подумала, что, даже если эта информация будет полезной хотя бы для двух-трех человек, значит не зря :)
В каждом выпуске "Теории гармонии" я буду освещать и разбирать какой-то один аспект. Поскольку же сегодня у нас первая встреча, позволю себе сделать ее вводной.
Зачастую (положа руку на сердце, всегда!) как мы творим? Интуитивно, правда?
Для наглядности примера, возьмем ситуацию начинающего скрапера, у которого от обилия наших красот "глаз горит". Процесс происходит примерно так: ах, какой лист бумаги! Цветочек! Хочу сюда, и вот сюда, и брадсик! Нет, два! И высечек, и штампик! Вот и работа готова. А что-то в ней не так... вроде бы и материалы хорошие, и идея была отличная... но не то, не то...
Общим критерием, который определяет "то или не то", как раз и является гармоничность работы. Что интересно, признаки гармонии едины для всех сфер искусства (да и жизни, что уж там).
Обратимся для начала к мифологии и античным философам (да-да, не удивляйтесь, но эти люди много чего ценного для нас, потомков, сформулировали)).
Всего принято выделять десять признаков гармонии:
Всего принято выделять десять признаков гармонии:
Первый признак гармонии — согласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему.
Второй признак гармонии — единство и борьба противоположных начал, контрасты.
В эпоху Возрождения поспешили на помощь художники, которые также признавали одной из основ гармонии контрасты, но при этом понимали третий признак гармонии - категорию меры - не так, как во времена Средневековья.
Четвертый признак гармонии — пропорциональность. Конкретно для нас с вами очень важный признак, между прочим :)
Пятый признак гармонии — равновесие. Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия.
Шестой признак гармонии — ясность, легкость восприятия.
Седьмой признак гармонии — уместность, соответствие, природосообразность.
Мы судим об уместности частей композиции при помощи сравнения данной системы с какой-либо природной. Даже в абстрактной живописи В. Кандинского сам художник усматривал картины космических катаклизмов, «грохочущее столкновение миров». И хотя эта живопись далека от классической традиции, мы чувствуем её гармоничность.
Восьмой признак гармонии — прекрасное. Сложность в том, что все те же философы так и не смогли дать ясного объяснения этому самому прекрасному. Даже Сократ признался: "Кажется, я узнал, что значит пословица "прекрасное-трудно"."
Девятый признак гармонии — возвышенное. Иными словами, в гармонии всегда ощущается божественное начало, как бы мы это не называли - музой, ангелами или Богом.
Десятый признак гармонии — совершенство. Самый категоричный, я бы сказала, признак :) но, в конце концов, именно к нему мы все стремимся приблизиться. Совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить.
Сейчас, наверное, впору подумать: "Все это, конечно, хорошо, но как мне помогут эти знания в скрапе?" :)
И я отвечу - самым непосредственным образом! Потому что каждый из этих признаков гармонии можно перевести на язык цвета (колористики) и композиции :)
Но мы будем говорить о самых для нас, скраперов, важных.
На мой взгляд, основой гармоничной работы - будь то страничка, открытка или панно, является удачное композиционное решение. На самом деле, здесь все очень просто :)
Практически все из нас слышали о "золотом сечении", правиле треугольника и других геометрических фигур. Большинство применяет эти законы композиции на практике, не углубляясь в изучение матчасти. Это нормально :) Скажу больше - я сама никогда о них не думаю, собирая работу - это получается интуитивно. Но тут надо уточнить, что все-таки теория, отработанная на практике, осталась в моем подсознании со времен натюрмортов, пейзажей и прочих атрибутов обучения в художественной школе. И я хочу ей с вами поделиться. Простым языком и с небольшим экскурсом в историю вопроса (ну вы уже поняли, что я зануда, да?)))
По сути, все приемы построения гармоничной композиции есть ни что иное, как вариации прочтения одного главного правила - основы основ - "Правила золотого сечения".
Принято считать, что понятие о золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор (VI в. до н.э.). Также есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
О золотом сечении говорится также в трудах Платона, Эвклида и других лучших античных умов :) Интересен тот факт, что после того, как в средневековой Европе (в III в.н.э.) познакомились с трудом Эвклида "Начала", секреты золотого деления (почерпнутые оттуда) ревностно оберегались, хранились в строгой тайне и были известны только посвященным.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских творцов эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась “О перспективе в живописи”. Его считают творцом начертательной геометрии.
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1509 г. в Венеции была издана его книга “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах не преминул назвать и ее “божественную суть” как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор.
В том же направлении двигались и другие светила научной и творческой мысли (и что интересно, каждый находил в золотом сечении ответы на поставленные вопросы)).
В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы "вместе с водой выплеснули и ребенка".
Вновь “открыто” золотое сечение было в середине XIX века. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”. Цейзинг рассматривает золотое сечение без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства.
Кстати, мне было очень интересно читать о работе, которую проделал Цейзинг, для того, чтобы доказать присутствие золотого сечения во всем, включая человеческое тело:
Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. Следующая его книга имела название "Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве". В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга. Автор укрылся под инициалами Ю.Ф.В. В этом издании не упомянуто ни одно произведение живописи.
С точки зрения математики золотое сечение – это такое деление отрезка на части, при котором весь отрезок так относится к большей своей части, как сама большая часть относится к меньшей. a : b = b : c или c : b = b : a.
Любая картина, фотография или открытка имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. В точках пересечения линий нужно помещать самые значимые объекты, для лучшего восприятия зрителя.
Перед началом работы надо сначала подобрать холст, соответствующий по размерам золотому сечению: 1 к 2; 2 /3; 3/5; 5/8....(это числа ряда Фибоначчи : 10х20; 20х30; 30х50; 50х80 см..)
Вот я и ответила для себя на вопрос - почему квадрат не мой формат))) хотя и в нем можно прекрасно использовать принцип золотого сечения.
- Подобрав холст сделать на нем соответствующую сетку .
- Скомпоновать объекты в соответствии с этой сеткой.
Мне импонирует мнение, что взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей работе от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно - этот брадс или тот цветок? Иными словами, в композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту, служила ответом на вопрос: что Вы хотите сказать этой работой.
В заключение я с удовольствием приведу примеры гармоничных скраповых работ, в которых в полной мере показан принцип золотого сечения:
Для того, чтобы подвести некий итог нашему сегодняшнему выпуску, приведу здесь цитату, которая, на мой взгляд, довольно точно и просто описывает принцип золотого сечения:
"Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение»
О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.
Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение»."
Спасибо вам за внимание!
В следующем выпуске мы поговорим о значении диагоналей и треугольника в композиции :)
Но мы будем говорить о самых для нас, скраперов, важных.
На мой взгляд, основой гармоничной работы - будь то страничка, открытка или панно, является удачное композиционное решение. На самом деле, здесь все очень просто :)
Практически все из нас слышали о "золотом сечении", правиле треугольника и других геометрических фигур. Большинство применяет эти законы композиции на практике, не углубляясь в изучение матчасти. Это нормально :) Скажу больше - я сама никогда о них не думаю, собирая работу - это получается интуитивно. Но тут надо уточнить, что все-таки теория, отработанная на практике, осталась в моем подсознании со времен натюрмортов, пейзажей и прочих атрибутов обучения в художественной школе. И я хочу ей с вами поделиться. Простым языком и с небольшим экскурсом в историю вопроса (ну вы уже поняли, что я зануда, да?)))
По сути, все приемы построения гармоничной композиции есть ни что иное, как вариации прочтения одного главного правила - основы основ - "Правила золотого сечения".
Принято считать, что понятие о золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор (VI в. до н.э.). Также есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
О золотом сечении говорится также в трудах Платона, Эвклида и других лучших античных умов :) Интересен тот факт, что после того, как в средневековой Европе (в III в.н.э.) познакомились с трудом Эвклида "Начала", секреты золотого деления (почерпнутые оттуда) ревностно оберегались, хранились в строгой тайне и были известны только посвященным.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских творцов эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась “О перспективе в живописи”. Его считают творцом начертательной геометрии.
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1509 г. в Венеции была издана его книга “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах не преминул назвать и ее “божественную суть” как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор.
В том же направлении двигались и другие светила научной и творческой мысли (и что интересно, каждый находил в золотом сечении ответы на поставленные вопросы)).
В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы "вместе с водой выплеснули и ребенка".
Вновь “открыто” золотое сечение было в середине XIX века. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”. Цейзинг рассматривает золотое сечение без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства.
Кстати, мне было очень интересно читать о работе, которую проделал Цейзинг, для того, чтобы доказать присутствие золотого сечения во всем, включая человеческое тело:
Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. Следующая его книга имела название "Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве". В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга. Автор укрылся под инициалами Ю.Ф.В. В этом издании не упомянуто ни одно произведение живописи.
С точки зрения математики золотое сечение – это такое деление отрезка на части, при котором весь отрезок так относится к большей своей части, как сама большая часть относится к меньшей. a : b = b : c или c : b = b : a.
На плоскости оно приобретает такой вид:
Любая картина, фотография или открытка имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. В точках пересечения линий нужно помещать самые значимые объекты, для лучшего восприятия зрителя.
Перед началом работы надо сначала подобрать холст, соответствующий по размерам золотому сечению: 1 к 2; 2 /3; 3/5; 5/8....(это числа ряда Фибоначчи : 10х20; 20х30; 30х50; 50х80 см..)
Вот я и ответила для себя на вопрос - почему квадрат не мой формат))) хотя и в нем можно прекрасно использовать принцип золотого сечения.
- Подобрав холст сделать на нем соответствующую сетку .
- Скомпоновать объекты в соответствии с этой сеткой.
Мне импонирует мнение, что взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей работе от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно - этот брадс или тот цветок? Иными словами, в композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту, служила ответом на вопрос: что Вы хотите сказать этой работой.
В заключение я с удовольствием приведу примеры гармоничных скраповых работ, в которых в полной мере показан принцип золотого сечения:
"Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение»
О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.
Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение»."
Спасибо вам за внимание!
В следующем выпуске мы поговорим о значении диагоналей и треугольника в композиции :)
Спасибо, очень интересно, хоть многое и давно известно. И ничего не зануда :)
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо огромнейшее за статью! Давно интересовалась золотым сечением, и наконец увидела доступную, понятную и адаптированную для скраперов статью. Море полезной информации! Спасибо :)
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо за статью!!! Очень интересно!!!
ОтветитьУдалитьДевочки, спасибо большое за обратную связь! Я очень рада, что информация оказалась длявас иинтересной! :))
ОтветитьУдалитьОсновательный подход к изложению материала) Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересная и познавательная статья. Спасибо.
ОтветитьУдалитьКатя, огромное спасибо за такую детализацию обзора!!!
ОтветитьУдалитьВсё это знакомо, но, как говориться повторение....
Здорово! Полезная статья! Очень! Жду следующую с нетерпением!
ОтветитьУдалитьПознавательно и совершенно не занудно)
ОтветитьУдалитьочень интересная статья, хотела к себе сохранить, а нет значка G+...добавьте пожалуйста
ОтветитьУдалитьОчень интересно об известном! Спасибо)
ОтветитьУдалитьвот только добралась изучать статью,пожалуй распечатаю.
ОтветитьУдалитьСпасибо за прекрасное изложение)