воскресенье, 5 марта 2017 г.

Теория гармонии. Выпуск 6

Здравствуйте, дорогие читатели!

В марте выпуск нашей рубрики пришелся на воскресенье и я в этом увидела некий символизм. В этот день принято отдыхать душой и телом, заниматься  самосовершенствованием и впитывать новые знания, но происходить это должно легко и в удовольствие - надеюсь, сегодняшний выпуск вам в этом поможет!

Мы с вами уже достаточно много говорили о принципах гармоничного сочетания цветов, пришло время узнать о восприятии цвета человеком и его способности влиять на эмоции и самочувствие.



Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветными предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. 

Для большинства цветовые сочетания, называемые "гармоничными", обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного.

Вы замечали, как при взгляде на картины, выполненные в разных тонах, меняется и их восприятие и собственное внутреннее самоощущение? Цвет воздействует на человека не слабее, а, возможно, даже сильнее, чем более ощущаемые физические явления. Цвет способен не только задать общее настроение - от угнетения до безграничного позитива, а даже воздействовать на работу организма.
Условно воздействие цвета можно разделить на эстетическое, психологическое и физиологическое. Понимая общее воздействие конкретного цвета, можно добиваться верного восприятия идеи, заложенной в вашей работе.

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.

Если тема произведения идёт от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинён этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и её рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.


Теория цвета – сама по себе наука. Существуют специалисты, которые делают карьеру, изучая вопросы, связанные с влиянием цвета на индивидуумов и группы людей. И там действительно есть что исследовать. Элементарное изменение оттенка или насыщенности цвета может спровоцировать совершенно неожиданные эмоции. Даже культурные различия могут влиять таким образом, что, к примеру, в одной стране какое-то цветовое решение будет восприниматься позитивно, а в другой – навевать уныние.

Рассмотрим влияние цвета, исходя из основного деления на Теплые, Холодные и Нейтральные цвета.

Теплые цвета

Теплые цвета – это красный, оранжевый, желтый, а также их различные оттенки. Это цвета огня, осенних листьев, восхода и заката, они обладают значительной энергетикой, чувственностью и внушают позитивный настрой.

Красный и желтый – ведущие цвета, оранжевый находится между ними. Это означает, что теплые цвета действительно являются теплыми, поскольку во всевозможных их сочетаниях отсутствуют холодные оттенки. Теплые краски можно использовать, чтобы выразить чувства, счастье, энтузиазм и энергетику.

Красный (главный цвет)

Красный – очень горячий цвет. Он ассоциируется с огнем, яростью и войной. Кроме того, это цвет страсти и любви. Исторически сложилось, что красный принадлежал как Дьяволу, так и Купидону. Этот цвет может оказывать вполне ощутимое влияние на людей, поднимая кровяное давление и учащая сердцебиение. Также доказано, что он ускоряет обмен веществ.

Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах. И неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. 
Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет. В этом цвете пылает жар страстной физической любви. Чистый красный цвет означает любовь духовную. Так, Шаронтон в своей картине "Коронация Марии" написал Бога-Отца и Сына в красных мантиях. "Мадонна Изенхеймского алтаря" и "Штуппахская мадонна" Грюневальда изображены в красных одеждах. В пурпурно-красном - цвете кардиналов - объединена светская и духовная власть. 

Красный может быть цветом ярости, однако, он также используется и для подчеркивания высокого статуса (вспомните ковровую дорожку на всевозможных церемониях и праздниках). Красный обозначает опасность (стоп-огни и все предупреждающие знаки именно такого оттенка).

Если не брать в расчет западные страны, спектр восприятия этого цвета гораздо шире. Например, в Японии красный символизирует богатство и счастье, а также считается, что он привлекает удачу. В других восточных странах невесты надевают красное платье на свадьбу, ну а в ЮАР этот цвет ассоциируется с утром. 

В дизайнерских решениях красный может быть сильным доминирующим цветом. Если его использовать чрезмерно, особенно в чистом виде, он может оказать ошеломляющее влияние на зрителя. Именно к красному стоит обратиться, если нужно передать властность или чувственность. Восприятие этого цвета может сильно изменяться в зависимости от оттенков: 
яркие будут казаться более энергичными, а темные – более элегантными.

Красный цвет, от демонически мрачного оранжевого-красного на чёрном фоне, до ангельски-нежного розового, может выражать все промежуточные градации ощущений царства подземного и небесного. Для него закрыт только путь к духовному миру - прозрачному и воздушному, ибо там господствует синий цвет.

Оранжевый (вторичный цвет)

Оранжевый – очень динамичный и энергичный цвет. В смешанных формах он может ассоциироваться с землей и с осенью. Поскольку оранжевый часто связывается со сменой сезонов, этот цвет может отражать движение и изменчивость в целом.

Оранжевый также ассоциируется с апельсином, поэтому этот цвет связывают со здоровьем и жизненной силой. Такой оттенок привлекает внимание, но при этом не доминирует, как красный. Оранжевый расценивается как более дружественный и мягкий цвет, не такой навязчивый.

Праздничный оранжевый цвет легко принимает оттенок гордой, внешней пышности. В разбеленном виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в тупой, ничего не говорящий и сухой коричневый. Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.


Желтый (главный цвет)

Широко распространено мнение, что желтый – самый яркий и динамичный из всех теплых цветов. Он напоминает о счастье и солнечном свете. Тем не менее, желтый может ассоциироваться и с предательством или трусостью.

Желтый – это также цвет надежды. Не случайно в некоторых странах члены семей, родственники которых участвуют в военных действиях, носят желтые ленты. Кроме того, этот цвет связан с опасностью, хотя не так сильно, как красный.

В некоторых странах трактовки желтого совсем другие. Так, в Египте этот цвет – символ утра, в Японии – знак храбрости, а в Индии – признак купечества.

В художественных решениях желтый может послужить средством создания атмосферы счастья и воодушевления. Мягкие оттенки обычно используются как нейтральный цвет. Светло-желтые тона порождают более спокойные позитивные эмоции, чем яркие. Темно-желтый цвет и оттенки с золотым отливом ассоциируются с древностью и используются для создания атмосферы долговечности.


Холодные цвета

К холодным цветам относится зеленый, голубой и фиолетовый. Обычно они занимают менее значимую позицию по сравнению с теплыми оттенками. Это цвета ночи, воды, природы, оказывающие успокаивающее и расслабляющее ощущение безопасности.

Голубой – единственный первичный цвет в спектре холодных оттенков. Это означает, что остальные тона получаются путем сочетания голубого с теплым цветом (с желтым для зеленого и с красным для фиолетового). Зеленый получает некоторые свойства желтого, а фиолетовый – красного. Используйте холодные цвета для того, чтобы создать атмосферу спокойствия и подчеркнуть профессионализм.

Зеленый (вторичный цвет)

Зеленый сам по себе очень практичный цвет. Он представляет нечто вроде начала и роста всего нового. Также считается, что зеленый цвет символизирует восстановление или богатство, а также есть варианты ревности и зависти, недостатка опыта в чем-либо.

Зеленый во многом схож с синим, но наделен некоторым эффектом силы за счет примеси желтого. Более светлые оттенки зеленого больше подходят к чему-то энергичному и динамичному, а оттенки ближе к оливковому символизируют природный мир. Темные оттенки больше символизируют некое изобилие и достаток чего-либо.


Голубой/Синий (основной цвет)

Голубой/синий англичане часто ассоциируют с грустью и печалью. Также его используют для символизации невозмутимого состояния и ответственности. Более светлые оттенки часто очень приятны и дружелюбны. Темные оттенки больше символизируют силу и надежность. Также, этот цвет ассоциируют с миром, у него есть духовные и религиозные дополнительные значения во многих культурах и традициях (например, Деву Марию обычно рисуют одетой в голубые одежды).

Значение голубого цвета меняется при различных оттенках и тонах. Светлые оттенки часто расслабляют и успокаивают. Темные оттенки отлично подходят для выражения чего-либо сильного и надежного, в то время как яркие придают эффект равновесия.


Фиолетовый (вторичный цвет)

Фиолетовый цвет тесно пересекается с величием. Он представляет собой комбинацию красного и синего, и немного перенимает от каждого из них. Он также ассоциируется с креативностью и воображением.

В Таиланде, например, фиолетовый цвет символизирует скорбь. Темный его оттенок ассоциируют с богатством и чем-то величественным, а светлый отражает атмосферу романтизма.

В художественных работах темно-фиолетовый цвет создает ощущение изящества и благополучного состояния. Светлые оттенки часто символизируют весну и романтику.

Фиолетовый - это цвет бессознательного благочестия, который в затемнённом или более тусклом виде становится цветом тёмного суеверия.


Нейтральные цвета

Нейтральные цвета часто служат в роли фона. Их комбинируют с более яркими, для акцента. Но их можно использовать и отдельно от всех, создавая очень изящные дизайны. Значение и впечатление от нейтральных цветов чаще выделяется за счет остальных цветов, которые используются вместе с ними.

Черный

Черный цвет считается самым сильным из нейтральных цветов. С одной стороны, он ассоциируется с силой, элегантностью и формальностью. Но с другой, его иногда ассоциируют со злом, смертью и загадочностью. Черный цвет является традиционным цветом скорби и несчастья во многих западных странах. В некоторых культурах, он также ассоциируется с мятежностью и мистикой.

Он может быть как консервативным, так и современным, традиционным и наоборот, в зависимости от цветов, которые применяют вместе с ним.


Белый

Белый цвет находится на противоположной стороне спектра от черного. Но его также можно отлично совмещать с любым другим цветом. Белый часто ассоциируют с непорочностью, опрятностью и целомудрием. На западе белый цвет ассоциируются с невестами на свадебной церемонии и чем-то хорошим, например, с ангелами.

Что касается творчества, белый цвет в основном считают нейтральным фоном, который позволяет сосредоточиться на других цветах. С помощью белого можно передать ощущение чистоты и простоты – поэтому его так часто применяют в работах в стиле минимализма и САS. Белый цвет может отображать как зиму, так и лето, в зависимости от других цветов, которые его окружают.

Серый

Серый цвет является нейтральным и, как правило, рассматривается в роли прохладного окончания цветового спектра. Он может вызывать ощущение смятения или депрессии, но в то же время подчеркивать элегантность и утонченность.
Светлые оттенки серого цвета можно использовать вместо белого, а темными оттенками можно иногда заменять черные места.
Чистый серый цвет является тенью черного цвета, хотя другие серые цвета могут быть с оттенком коричневого или синего. 


Коричневый

Коричневый цвет обычно ассоциируют с землей, деревом или камнями. Очень натуральный цвет, который также считается теплым нейтральным цветом. Коричневый цвет может также связать с надежностью и непреклонным характером. В то же время, многие воспринимают его, как занудный и тусклый.

Зачастую он тоже используется как фоновый цвет. Он помогает привнести ощущение тепла в работе.

Бежевый

Бледно-коричневый или бежевый цвет представляет собой нечто уникальное в цветовом спектре, он может придавать как холодный, так и теплый оттенок, в зависимости от окружающих его цветов. В нем есть тепло коричневого цвета и холод белого и, также как и коричневый цвет, он иногда кажется немного надоедливым. Это крайне консервативный цвет в большинстве случаев его применения, и обычно его используют в роли фона. Также, этим цветом иногда символизируют честь.

Этот цвет вбирает в себя некоторые характеристики от цветов, которые его окружают, и дополняет их собственными, что создает впечатление целостности работы.



Принято считать, что все осветлённые цвета представляют собой более светлые стороны жизни, в то время как затемнённые символизируют тёмные и негативные её силы. 

Проверить точность этих высказываний о выразительных проявлениях цвета можно с помощью двух опытов.

Если два цвета являются дополнительными по отношению один к другому, то и их истолкования должны быть дополнительными между собой. 

Жёлтый : фиолетовый = ясное познание : тёмное, эмоциональное благочестие. 
Синий : оранжевый = смиренная вера : гордое самосознание. 
Красный : зелёный = материальная сила : сочувствие. 

Когда два цвета смешаны, то истолкование вновь возникшей смеси также должно соответствовать истолкованиям каждого из её компонентов. 

Красный + жёлтый = оранжевый = сила и познание порождает гордое самосознание. 
Красный + синий = фиолетовый = любовь и вера порождают эмоциональное благочестие. 
Жёлтый + синий = зелёный = познание и вера порождают сочувствие (сострадание). 

Очевидно одно - чем больше мы будем размышлять о психологической и эмоциональной выразительности цвета, тем более таинственным он будет нам казаться.


На мой взгляд, наиболее глобальную работу по изучению цвета и его восприятия провел, уже много раз упоминавшийся в нашей рубрике, Иоханнес Иттен. Он даже выявил взаимосвязь между физиологическими параметрами человека, особенностями его характера и тем, какие цвета и оттенки он будет воспринимать, как гармоничные.

Я с удовольствием посвятила бы этой теме еще один выпуск, но мне хочется понимать - интересно ли вам углубляться в такие художественные дебри - жду от вас сигнала: "хотим еще!" или "да хватит уже!"))

В завершение сегодняшнего разговора, приведу не цитату, а историю из книги все того же Иттена:

"...Мне как-то была рассказана следующая история. Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашённые предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда весёлая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно чёрным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешёл в синий, - жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашённые сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил жёлтый свет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам встали и быстро покинули столовую. Никому не приходило и в голову думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением цвета освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет и вскоре ко всем собравшимся вернулось весёлое настроение. 
Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо оттого, отдаём ли мы себе в этом отчёт или нет."



До скорых встреч, 
с вами была Катя Римская

2 комментария: