среда, 26 апреля 2017 г.

Теория гармонии. Выпуск 7

Здравствуйте, дорогие читатели!



Ритм — это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое.
Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от  художественности.
Е.А. Кибрик



Так или иначе, но мы все время возвращаемся к основной идее теории гармонии - человек не может жить, творить и создавать прекрасное в хаосе. Суть состоит в том, чтобы навести порядок - отсечь лишнее, а оставшееся упорядочить таким образом, чтобы наша воплощенная идея вышла на передний план. Стала очевидна и стройна.

На мой взгляд, мы с вами давно не говорили о приемах композиции, поэтому сегодняшний выпуск я решила посвятить такому явлению, как Ритм и Метр.

Композиционные правила и приемы, помогающие строить эту самую композицию, относятся к более-менее постоянным категориям. И в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Основной признак ритма - это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. "Ритм" буквально означает "такт, мерность" (от греческого "рафмос").

Ритм, представленный в виде чередования равных или почти равных элементов, расположенных через равные или близкие к равенству интервалы, принято называть метром.


Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – "метр".

Развитие ритма в композиции имеет пределы, метрическая же композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Различные волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. – все это определенная информация, которая выстраивается в полосе, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.

Метрический ряд– закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. 
Метрический ряд сообщает целому статический характер. 
Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов. 

Пример простого метрического ряда с повторением одинаковых элементов через равные интервалы:


Сложного метрического ряда с повторением одинаковых элементов через равные интервалы:


Ритмический ряд – закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно.
Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и т.д.). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.

Пример простого ритмического ряда:



Ритм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: во времени ("Nil novi sub luna" (лат.) - ничто не ново под луной (пер.)), в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы дыхания, сердцебиения и т.д.).

Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же. 

Подражая некоторым видам ритма в природе, искусство делает его одним из важных средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.

Одни художники ритм считают правилом композиции, другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.


Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии, сделало шаг вперед по сравнению с искусством Египта. Изображение человека в более естественных позах, в более активных движениях позволило древнегреческим художникам через разнообразные ритмы добиваться выразительности композиций. Определенный ритм мы видим в росписях греческих ваз. Ритмически построены живописные композиции классического периода Греции.



Если в искусстве Древней Греции главным объектом был человек, изображенный объемно, в активном движении, то в средневековом искусстве художник вынужден был под давлением религиозных догм отказываться от передачи свободно движущихся в реальном пространстве фигур. Но явление ритма сохраняется. Например, в иранской миниатюре композиция строилась на ритмической основе. Часто изображались растительные формы, извивающиеся стебли, которые образовывали изысканные ритмические мотивы.



В эпоху Возрождения передача ритма считалась одной из трех главных задач композиции. Эти три задачи композиции — перспектива (трехмерное пространство), ритмическое расчленение плоскости и точка зрения — впервые были осознаны художниками раннего Возрождения (об этом свидетельствуют их монументальные фрески).

В этом плане решал задачи композиции Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267–1337). Пример тому — фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии».
В «Оплакивании Христа» люди и пейзаж изображены в нескольких пространственных планах. Ритмическое решение композиции позволяет выявить зрительный центр (голова лежащего на земле Христа).



Правила композиции, которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются в арсенале искусства, а ритмике придается еще большее значение. В компоновке живописных произведений появляется сложный узор, гармония света, тени и цвета.

Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения, они добивались правдоподобного изображения трудных и замысловатых ракурсов. Характер ритма значительно усложнился. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Изменился и характер ритма — он стал более динамичным.



В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». В композициях, где большую роль играли эффекты света и тени, роль ритма не снижалась, напротив, он усиливал эмоциональное воздействие произведения искусства и открывал зрителю новое видение известных предметов и явлений.

Рембрандт, Ночной Дозор, 1641

Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» легко проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным.


«Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже.



Кстати, физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Вот еще один аргумент в пользу того, чтобы выстраивать свой личный мир исключительно из гармоничных "кирпичиков")

Также современные исследования доказывают, что ритм является раздражителем, формирующим эстетические чувства. Вот как!

Ритм никогда не выступает на основе какой-либо одной закономерности. В сложных композициях он проявляется как чередование не только сходных, но даже далеких по форме друг от друга предметов, выступает в виде повторяемости линий, цветовых пятен, светотени и т.д. Один из этих факторов становится, как правило, ведущим, определяет собой ритмичность всего произведения. Часто ритм принимает в композиции скрытые формы, почти не поддающиеся анализу.

Не всегда ритмичность образуется как чередование элементов и интервалов, то есть как дискретное, раздельное, прерывистое изменение ряда, состоящего из отдельных элементов. Во многих случаях она создается как непрерывное поступательное (радиальное или прямолинейное) изменение какой-либо величины (например, спираль, угол, состоящий из прямых или пластически изменяемых линий, и т. д.)

Как и у любого вида упорядоченного движения, у ритма есть свои закономерности. Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. В отличие от метрического повтора, ритмическая закономерность основана на постепенном изменении количества чередующихся элементов - возрастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

К счастью, когда я взялась проиллюстрировать сказанное примерами из мира скрапа, мне было где развернуться и из чего выбрать!
Определенно, у большинства скраперов "сформированы эстетические чувства"(с) )))

Ниже я приведу несколько примеров прекрасных работ (с не менее прекрасными ритмами, которые довольно очевидно бросаются в глаза и, на мой взгляд, не нуждаются в пояснении).

P.S. Если вы перейдете по ссылке на источник, указанной под каждой работой, то увидите еще больше примеров - заряд вдохновения вам будет обеспечен!






Источник

Источник

Надеюсь, что сегодняшний разговор был вам интересен)
Спасибо за внимание!
До скорых встреч!




С вами была Катя Римская.

1 комментарий:

  1. Девочки, когда следующий этап сп?? И будут ли результаты хотя бы по первому??

    ОтветитьУдалить