понедельник, 7 ноября 2016 г.

Теория гармонии. Выпуск 3

"Цвет - это жизнь, так как без цвета мир выглядит мёртвым.
Цвет - это предтеча, дитя изначального бесцветного Света и его противоположности бесцветной тьмы.
Как пламя рождает свет, так свет рождает цвет.
Цвет это дитя света, а свет его мать.
Свет, этот старейший феномен мира, открывает нам в цвете дух и живую душу мира."

Йоханнес Иттен (Johannes Itten)





Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога!



В эфире наша постоянная рубрика о гармонии и средствах ее достижения - как минимум, в наших работах) С основными принципами построения композиции мы с вами разобрались в предыдущих выпусках, поэтому сегодня предлагаю поговорить о цвете.


Начнем с того, что человеческий глаз способен различать невероятное количество оттенков - примерно 7 миллионов! Условно, все известные нам цвета можно поделить на ахроматические (белый, серый и его оттенки, черный) и хроматические (весь цветовой спектр, различимый нашим зрением).
Цветовые волны плавно перетекают одни в другие, образуя "естественный" континуум. Упрощенно его можно изобразить в виде цветового круга с определенной заданной последовательностью: красный, желтый, зеленый, голубой, пурпурный и снова красный. 
Однако, не все так просто) Ахроматические и хроматические оттенки смешиваются между собой, как раз и образуя всю ту гамму оттенков, которую мы имеем счастье наблюдать в окружающем нас мире.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Он признавал единственный белый цвет, который, по его мнению, распадается на семь составляющих. Модель цветового круга, которую предложил Ньютон, была описана им по аналогии музыкальной модели. Он разделил окружность на семь частей и выделил следующие основные цвета, составляющие радугу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.  
Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.


На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше".

Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый : красный : синий =3:6:8.



Вопросов цветовой гармонии касался также и немецкий ученый, теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
"Гармония = Порядок".

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет.

В начале XX века немецким ученым была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.

Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).

Любые 3–4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).

В своем круге Оствальд выделил гармоничные сочетания цветов: диада, триада и квадриада.


Большой цветовой круг Оствальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне.

На сегодняшний день самыми известными моделями для работы с цветом являются цветовой круг Иттена и трехмерное цветовое дерево Манселла.

Наиболее популярен круг И. Иттена - он является основополагающим  при изучении «Теории цвета» и «Цветоведения» в учебных заведениях архитектуры, дизайна и изобразительного искусства.



Круг состоит из двенадцати частей и имеет следующую конструкцию:

1) Первого порядка или основные - их три (желтый, красный и синий)  - эти три основных цвета  размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый вверху, красный в правом нижнем углу и синий — в левом нижнем углу. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается шестиугольник с равными сторонами.

2) Второго порядка или составные - их также три (зеленый, оранжевый и фиолетовый) – мы их получаем при смешивании цветов первого порядка в равном соотношении. Каждый цвет этой категории состоит из двух основных цветов:
К жёлтому  добавляем красный  получаем оранжевый;
К жёлтому добавляем синий получаем зелёный;
К красному  добавляем синий получаем фиолетовый.

3) Третьего порядка или третичные - их шесть – получаем путем смешивания в соотношении 50/50 одного основного цвета, а второго составного:
·  жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый;
·  красный + оранжевый = красно-оранжевый;
·  красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;
·  синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;
·  синий + зелёный - сине-зелёный;
·  жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.
   
Затем мы рисуем внешний круг и разделяем кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и со­ставные цвета по месту их расположения. В свободные ячейки между секторами вводим цвета третьего порядка. Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов.

Цветовой круг, прежде всего, используют в  колористике.  А из этого следует, что для применения его на практике, двенадцати цветов очевидно не достаточно. Мы имеем яркие насыщенные цвета, но не имеем оттенков. А оттенки создаются способом добавления к цветам белого и черного (ахроматических цветов). Если мы добавим белый цвет, то получим пастельные и выбеленные цвета, при добавлении же черного насыщенность будет увеличиваться. Если двигаться внутрь круга цвета будут все светлее и светлее, и соответственно наоборот, двигаясь к внешнему краю, цвета насыщаются. Насыщение хроматического цвета белым и черным называется растяжкой цвета, в результате которой мы получаем множество оттенков и большой цветовой круг.



Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины (температура цвета):
· тёплые цвета- те, в которых преобладают красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
· холодные цвета – это комбинации, в которых доминируют синий, голубой, зелёный, и переходные (сине-фиолетовый, сине-зелёный).

Когда я стала "копать глубже", разбираясь в его теории, то поняла, что говорить о достижениях этого человека можно бесконечно)
Вся система Иоганнеса Иттена не предоставляет строгой готовой методики, а способствует воспитанию качеств вдумчивого, наблюдательного исследователя, руководствующегося их общей направленностью, и самостоятельно находящего решение проблем, которыми озадачивать себя он также учится сам.
Он вывел цвет за рамки исключительно художественного восприятия, считая что субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств, поведения. Каждый художник должен открыть самого себя, т.е. найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или форме. Изучение общих объективных законов работы над формой и цветом должно идти параллельно с развитием и укреплением индивидуальных творческих способностей.
Я думаю, что мы еще вернемся к его идеям в следующих выпусках Теории Гармонии, потому что они заслуживают внимания)

Существует еще цветовая теория Манселла, которая основана на трехмерной модели, в которой каждый цвет составляется из трех атрибутов: тон (собственно цвет), светлота (насколько цвет светлый или темный) и насыщенность (степень яркости цвета).


На настоящий момент цветовое дерево Манселла является самым точным представлением цвета. В этой модели вы увидите всего 10 цветов, среди которых нет оранжевого, поскольку это, скорее, не самостоятельный цвет, а смесь желтого и красного.

Однако, основным инструментом для работы с цветом по-прежнему остается цветовой круг Иттена. Объяснить это можно тем, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет. К тому же, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей, учитывая, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный.
Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны.

Что же мы называем цветовой гармонией и от чего она зависит? Основное – это правильно подобранная пропорциональность площади цвета. Например, нежелательно использовать пропорции в следующем порядке  - 50/50 или 33/33/33, так как нарушается цветовое восприятие.

Наиболее распространены следующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная и, как исключение, четырехцветная.
В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Привожу, на мой взгляд, довольно наглядную схему сочетания цветов, но, помните, что она не единственно верная) существуют разные варианты цветовых сочетаний при помощи круга:





Ниже я проиллюстрирую такие типы цветовых гармоний.

К рис.1, пастельная:



К рис. 2, монохромная:


К рис. 3, контрастная:


К рис.4, триада:


К рис. 5, равнобедренный треугольник:


Все эти способы можно комбинировать между собой, соблюдая чувство цвета, и получать гармоничные работы. В работе с цветом и цветовым кругом можно опираться на цветовые схемы и уже на их основе подбирать цветовые сочетания из тех цветов, которые сочетаются и создадут нужный вам эффект.

Со временем вы будете интуитивно подбирать цветовые сочетания, но если сегодня в этом вопросе вы не "съели собаку", то лучше запомнить основные принципы:

·  цвета, расположенные напротив друг друга, называются контрастными;
·  каждому цвету можно противопоставить не один контрастный цвет, а пару;
· контрастные цвета взаимно исключают друг друга (если повысить, например, уровень красного цвета, это автоматически уменьшит уровень голубого, и наоборот, если понизить уровень красного цвета, то это приведет к повышению уровня голубого);
·  любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему цветов (зеленый цвет образуется сложением голубого и желтого).

Путешествие в область цвета, на  мой взгляд, одно из увлекательнейших в мире искусства. При помощи одной только палитры мы можем задать настроение всей работе, подчеркнуть объем, расставить акценты и донести идею. И даже, если верить специалистам в этом вопросе, познать себя)
Поэтому в следующем выпуске Теории гармонии мы продолжим наш "цветной" разговор!





До скорых встреч, 
с вами была Катя Римская.

6 комментариев: