пятница, 2 сентября 2016 г.

Теория гармонии. Выпуск 2.

…Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызывали в нашей душе.
П. Руссо

Здравствуйте, друзья!

В первую очередь, хочу поблагодарить вас за отклик к первому выпуску Теории гармонии - для меня и всей нашей команды он очень важен!
Сегодня же предметом дискуссии я выбрала те приемы композиции, которые мы применяем в наших работах очень часто - ввиду их практически беспроигрышного варианта. Как вы думаете, о чем это я? Конечно, о диагоналях и треугольниках!
Итак, давайте поговорим о том, как геометрия поможет нам создать шедевр)



Значение диагоналей в гармоничном произведении (будь-то фотография, картина, скрап-страничка или открытка) переоценить трудно - эти волшебные линии могут не просто уравновесить, создать "картинку", но и помогают вдохнуть в работу жизнь, эмоции!
Диагонали придают работе динамику. Такая композиция уже сама по себе движение - взлет или падение, умиротворение или напор.

Ученые считают, что нисходящие диагонали (из вершины левого верхнего угла в правый нижний) приближают объект, а восходящие (из левого нижнего в правый верхний) - удаляют.
Вспомните изображения с дорогой - человек двигается навстречу, или наоборот, уходит от нас.

Если же говорить об эмоциональном воздействии на зрителя, диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается человеком напряженнее нисходящих. Психологи считают, что это связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, а в восходящей диагонали взгляд должен двигаться "против шерсти", что требует бОльших усилий.

Сила таких линий в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, желательно располагать их чуть выше или ниже левого угла работы, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Если в работе присутствует изображение движущегося объекта, впереди всегда оставляйте "место для шага" – это придаст ему еще больше динамики.
Также при помощи диагоналей можно подчеркнуть глубину работы - конечно, в основном это касается страниц. 

Однако необходимо помнить, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если работа не насыщена содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми - это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и, соответственно, расшифровать заключенный в страничке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести при помощи открытки.

Подбирая примеры скрап-работ, которые могли бы наглядно проиллюстрировать диагональные линии в композиции, я заметила интересную закономерность - подавляющее большинство скрап-волшебниц предпочитает нисходящую диагональ) из верхнего левого в нижний правый угол.
Возможно, когда-нибудь будущие искусствоведы и арт-психологи найдут миллион объяснений этому явлению) пока же я предлагаю полюбоваться, как выглядят диагонали "в деле", не пытаясь анализировать, а просто получая эстетическое удовольствие)





.



Правило треугольника является одним из лучших композиционных приемов.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

Три точки, не располагающиеся на одной линии – чистый космос, необходимый и достаточный для определения любой конкретной плоскости. Поэтому треугольник имеет некую магию. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; мистическое число три. Отсюда и понятие треугольника как символ поверхности вообще. По Платону вся поверхность состоит из треугольников. Треугольник одна из первых фигур, изображенных в древних орнаментах.

В основе архитектурных построек и живописных полотен лежит треугольник. Песочные часы, состоящие из двух треугольников, символизируют созидание и разрушение, текучесть времени. Треугольники в композиции дают зрителю ощущение баланса - ставя его на одну из вершин, легко придать композиции неустойчивость. Наоборот, треугольник, размещенный на основании, дает ощущение незыблемости - пирамиды Египта стоят тысячи лет, в то время как другие типы твердых зданий рассыпались в пыль.
Вершина треугольника в любой композиции опирается на субъективный центр золотого сечения.

Работая над, скажем, страничкой (как самым показательным для скрапового примера объектом), надо учитывать, что треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства. 
Элементы декора или цветовые пятна могут создавать, как "заполненный" треугольник, так и наоборот - ограничивая взгляд зрителя тремя точками, направлять его в акцентированную таким образом "глубину".

В одних примерах, которые вы увидите ниже, треугольник очевиден сразу. В других для того, чтобы его увидеть, необходимо мысленно соединить линиями основные точки композиции, притягивающие внимание зрителя. Но он присутствует везде)
Надеюсь, что наш сегодняшний разговор был для вас интересным и вы смогли вынести из него что-то полезное для себя)

До скорых встреч в наших новых выпусках Теории гармонии! 

Сегодня же я хочу попрощаться с вами словами архитектора и изобретателя Андрея Константиновича Бурова:

.…Композиция не есть что-то застывшее, догматичное. В науке есть четкие законы. В искусстве же любой четкий закон не может быть доведен до предельной четкости: всегда должно оставаться хоть немного места для свободного творчества.

4 комментария:

  1. Велика подяка за таку цінну інформацію!
    А осіннє оформлення блогу - неймовірно красиве!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо: очень полезный и легкий для восприятия материал. С интересом буду ждать следующие выпуски!!!

    ОтветитьУдалить