пятница, 3 февраля 2017 г.

Теория гармонии. Выпуск 5

Здравствуйте, дорогие читатели!



Матисс писал: "При правильной постановке дела выясняется, что процесс написания картины не менее логичен, чем процесс постройки здания. Вопросы таланта не должны играть здесь роли. Человек имеет его или нет. И если талант есть, то это так или иначе в произведении проявится".

Иоханнес Иттен «Искусство цвета» 



В эфире очередной выпуск нашей рубрики Теория Гармонии и сегодня я предлагаю поговорить о гармонии контрастов.


В предыдущих выпусках мы уже упоминали человека, без которого наука о цвете не была бы полной - это Иоханнес Иттен - швейцарский художник, педагог и теоретик нового искусства, сформировавший учебный курс Баухауза (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus), который позднее лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

В своей книге «Искусство цвета» И.Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов.

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений:

1. Контраст цветовых сопоставлений

Контраст по цвету - это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.
Для создания контраста по цвету нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета.

Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой.
Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами - с его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.





2. Контраст светлого и тёмного

Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. 

Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени...

Подобная шкала яркости может быть изготовлена для любого хроматического цвета. Если мы возьмем тоновой ряд, то синий цвет подтемняется чёрным до сине-чёрного и осветляется белым до сине-белого цвета. 





3. Контраст холодного и тёплого

На первый взгляд может показаться странным отождествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый.

Научные исследования доказали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая — в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали.

Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсаро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых тонов.

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла.

К сожалению, как я ни старалась, но найти подходящую работу для скрап-примера мне не удалось.
Зато примеров в копилке мирового искусства множество!

«Мулен де ля Галетт» Огюст Ренуар

Витражи Шартрского собора (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres)

«Лондонский парламент в тумане» Клода Моне 


4. Контраст дополнительных цветов


Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон. 

Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
жёлтый — фиолетовый
жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
оранжевый — синий
красно-оранжевый — сине-зелёный
красный — зелёный
красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.



А теперь – внимание – если мы сместимся несколько в сторону, сочетая разные оттенки цветов, находящихся друг напротив друга, то получим более мягкий, но все же – контраст дополнительных тонов. 



5. Симультанный контраст

Понятие "симультанный контраст" обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам.

Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений.

Т.е, симультанный контраст – это контраст, который существует только в нашем воображении. Его не существует в природе. Это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

Например, если долго смотреть на серый квадратик внутри желтого, красного или фиолетового оттенка, то наш мозг через несколько секунд создаст иллюзию, будто перед нами не серый квадратик, а тот цвет, который является дополнительным по отношению к фону. Например, на желтом фоне квадратик будет казаться синеватым, на красном – зеленоватым, на синем – желтоватым.

6. Контраст цветового насыщения

Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. 

Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях:

Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость. Это немедленно сказывается на силе его яркости.
Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае - более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Интересен тот факт, что Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и по возможности избегал его, ибо смешанные с серым цветом тона нейтрализуются симультанным контрастом.
Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать жёлтый, то получатся промежуточные тона между светло-жёлтым и тёмно-фиолетовым. Зелёный и красный не очень различаются по тональности, но при смешивании переходят в серо-черный. Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона.


7. Контраст цветового распространения.

Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Силу воздействия цвета определяют два фактора: его яркость и размер его цветовой плоскости.

Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае: 

жёлтый: 9
оранжевый: 8
красный: 6
фиолетовый: 3
синий: 4
зелёный: 6

Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

жёлтый:фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4:1/4
оранжевый:синий = 8:4 = 2:1 = 2/3:1/3
красный:зелёный = 6:6 = 1:1 = 1/2:1/2

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом.



Или - иными словами - для достижения гармонии, рекомендуют выбирать более светлые оттенки для маленькой площади и более темные – для большой.

Несмотря на несомненный авторитет Гёте, необходимо помнить, что эти соотношения приблизительны, в конечном счёте "решать" должен глаз)


Закончить же сегодня наш разговор о контрастах мне бы хотелось фразой из книги И. Иттена "Искусство цвета": "Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета."


Творите, созидайте и помните:

Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом "незнании". Но если вы в своем "незнании" шедевры создавать неспособны ,то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний.

И. Иттен


До скорых встреч,
с вами была Катя Римская


2 комментария:

  1. Очень классный материал! Прочла взахлеб и еще к этому тексту вернусь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо большое, мне очень приятно!

      Удалить